FAR
BER

Найти предков старообрядцев

Поиск предков-старообрядцев на практике часто напоминает детективное расследование, где главные герои специально скрывались от властей больше двух веков, и тому есть вполне логичное объяснение: старообрядцы долго жили вне официальной церковной системы учета, платили двойные налоги, подвергались репрессиям и старались избегать любого контакта с государственными структурами. В результате следы многих старообрядческих семей либо вообще не попали в архивы, либо разбросаны по десяткам нетипичных источников.

При этом старообрядцы составляли значительную часть населения Российской Империи (по переписи 1897 года их насчитывалось более 2 миллионов человек, хотя реальные цифры, вероятно, были выше: они жили в Поморье, на Урале, в Сибири, Центральной России — практически по всей стране). И если в семейных рассказах мелькает, что предки «не ходили в церковь», «крестились двумя перстами» или были «раскольниками» — готовьтесь к увлекательному, но будем честными — сложному поиску.

Именно по этим причинам эксперты центра поиска Фарбер собрали статью, где постараемся разложить по полочкам все основные моменты и помочь понять, в каких случаях при желании можно попробовать справиться самому, а когда все-таки лучше обратиться за помощью в поиске предков старообрядцев и доверить дело профессиональным генеалогам.

Готовьтесь к нестандартным путям

Традиционная схема генеалогического поиска строится на метрических книгах церквей — там записывались все рождения, браки и смерти, но старообрядцы веками оставались вне официальной церковной системы: до 1905 года большинство из них вообще не имели своих метрических книг (а те, что велись отдельными общинами, чаще всего сохранились плохо). Попробуем разобрать факторы, которые важно учитывать уже с нулевого этапа:

  • Отсутствие в стандартных источниках
    Первая и главная проблема — старообрядцев часто нет там, где их ожидаешь найти. В метрических книгах Русской православной церкви они могли вообще не значиться, в ревизских сказках XVIII века многие представители тоже пропущены — они уклонялись от переписей, уходили в леса, скрывались в отдаленных деревнях. Только с конца XVIII века, когда двойной налог на старообрядцев стал обязательным для всех, их начали более-менее системно учитывать в ревизиях (но и тогда самые радикальные беспоповские согласия продолжали избегать любого контакта с властями).
  • Множество общин с разными правилами
    Вторая сложность — старообрядчество не было единым. С XVIII века выделились десятки ответвлений: поповцы и беспоповцы, федосеевцы и поморцы, белокриницкие и беглопоповцы. У каждой общины были свои правила ведения документов, свое отношение к властям, свои особенности. Например, единоверцы (те, кто при сохранении старых обрядов признали Московский патриархат) вели метрические книги с 1800 года — их искать относительно просто, а вот беспоповцы принципиально не имели священников и метрических книг до 1906 года — на них приходится искать совсем другие документы.
  • Сознательное сокрытие принадлежности к старообрядчеству
    Третья проблема — многие старообрядцы формально числились православными, чтобы избежать преследований: они крестили детей в православных церквях, венчались там же, но при этом дома продолжали жить по старым обрядам. В исповедных ведомостях таких людей часто отмечали как не бывших на исповеди и причастии «по наклонности к расколу» (это важная зацепка и косвенный признак старообрядчества, но для точного установления нужны дополнительные источники).
  • География расселения
    Четвертая сложность — старообрядцы часто переселялись, спасаясь от преследований, и в результате документы о таких семьях могут храниться в архивах нескольких регионов. Семья могла начинаться в Поморье, переехать на Урал, оттуда часть уйти в Сибирь, а кто-то вернуться в Центральную Россию. При этом в каждом регионе свои особенности сохранности старообрядческих документов: где-то они почти не пострадали, где-то утеряны полностью
  • Поздно появились официальные метрики
    Пятая проблема — официальные старообрядческие метрические книги появились только после указа 1905 года об укреплении начал веротерпимости. До этого учет велся полицией (с 1874 года для браков, раньше — в виде отдельных списков), но эти документы сохранились крайне фрагментарно. Получается, что для периода до 1905 года нужно использовать альтернативные источники — списки раскольников, отчеты благочинных, и т.д., а это требует специальных знаний о том, где и как их искать

Можно ли найти старообрядцев самостоятельно

Вопрос самостоятельного поиска старообрядческих предков особенно сложен. В отличие от стандартной генеалогии, где есть понятная схема (ревизии — метрики — исповедные росписи), здесь приходится собирать мозаику из десятков разнородных источников. Но все же в некоторых случаях есть шансы на удачный исход своими силами:

  • Известна точная принадлежность предков
    Если точно известно, к какому течению старообрядчества относились предки — единоверцы, белокриницкие, федосеевцы и т.п., то это помогает понять, какие документы искать и где они могут храниться, значительно сужает поле поиска
  • Есть семейные документы или рассказы
    Если сохранились какие-то справки, фотографии старообрядческих икон, книги старой печати, подробные устные истории о том, как семья жила — все это заложит хорошие отправные точки для поиска
  • Предполагаемый период жизни предка-старообрядца — после 1905 года
    Если искомые предки жили в начале XX века, шансы найти их метрические записи выше, т.к. с этого периода старообрядческие общины вели официальные метрические книги
  • Регион с хорошей сохранностью документов
    Например, по Пермской губернии, Москве и Московской области сохранность старообрядческих документов относительно хорошая, плюс по этим регионам часть справочников есть в оцифрованном виде
  • Готовность к долгому поиску
    Даже с учетом всех вышеперечисленных факторов, на деле самостоятельный поиск старообрядцев может растянуться на годы из-за необходимости работы с десятками разных типов документов. Если есть время, терпение и готовность изучать специфику старообрядчества — можно попробовать

Когда лучше проконсультироваться с Фарбер

  • Неизвестно течение старообрядчества
    Когда есть только общие сведения «были старообрядцами» (или вовсе есть только предположения), при этом не совсем понятно, к какому именно ответвлению они относились — это усложняет поиск. Профессионалы в свою очередь точно знают признаки разных течений и могут определить принадлежность по косвенным данным
  • Период поиска — ранее 1905 года
    Поиск старообрядцев до появления официальных метрических книг требует работы со специфическими источниками — списками раскольников, отчетами благочинных и т.д., и без опыта очень легко пропустить нужные фонды (да и в принципе определить, куда именно еще можно обратиться за зацепками и документами)
  • Беспоповские
    Если предки были беспоповцами, стандартные метрики бесполезны. Нужно искать в документах полицейских учреждений, именных списках раскольников, материалах переписи 1906-1907 годов и т.д., то есть это буквально индивидуальный подбор источников и восстановление по крохам и обрывкам сведений (однако результат можно официально проверить через запрос в госархивы)
  • Сложная география
    Когда семья переселялась между регионами, часть была репрессирована, кто-то формально «вышел из раскола». Такие истории требуют работы с архивами нескольких областей и разными типами документов
  • Плохая сохранность в регионе
    Если по нужной территории старообрядческие документы почти не сохранились, потребуется работа с альтернативными источниками — документы о переходе в раскол или выходе из него, расписки о том, что не будут склонять в раскол, судебные дела и т.д. — по опыту, самостоятельно почти невозможно подобрать «куда идти дальше» или без ошибок составить запрос, или избежать многомесячных ожиданий / отказов

Профессиональные генеалоги Фарбер специализируются на старообрядцах, и работают совершенно иначе, чем при стандартном поиске. Они начинают не с метрических книг, а с определения течения старообрядчества, выяснения особенностей конкретного региона и составления плана работы сразу с несколькими типами архивных источников. Расскажем, как это работает:

Определение конкретного типа старообрядчества и региональных особенностей

Первый этап — понять, к какому течению относились предки. Центр Фарбер анализирует все доступные сведения: географию проживания (в одних регионах преобладали поповцы, в других беспоповцы), семейные рассказы, косвенные признаки в документах. Затем изучаются особенности ведения документов в конкретном регионе. Например, в Вятской епархии священники вели приложения к метрическим книгам с записями о раскольниках. В Москве хорошо сохранились документы Рогожского кладбища — центра белокриницкого согласия. В Пермской губернии есть полные комплекты старообрядческих метрик начала XX века.

Работа со специфическими источниками

В Фарбер знают весь спектр документов, где могли фиксироваться старообрядцы (и благодаря буквально ежедневной практике и выборке успешных кейсов за десятилетия работы, точно знают, как действовать в каждом индивидуальном случае):

  • Именные списки раскольников, которые велись полицией в течение XIX века
  • Записи о родившихся и умерших в старообрядческих общинах, которые вели исправники
  • Метрические книги при полицейских управлениях (1874-1906 годы)
  • Отчеты благочинных о «сектантах и раскольниках»
  • Материалы переписи старообрядцев 1906-1907 годов
  • Документы о переходе в раскол или выходе из него
  • Расписки старообрядцев о том, что не будут склонять других в раскол

Эти и многие другие документы разбросаны по фондам духовных консисторий, полицейских управлений, губернских правлений. Мы точно знаем, в каких фондах какого архива искать.

Использование косвенных источников

Когда основных документов нет, мы используем косвенные источники. К примеру, исповедные ведомости (там отмечали, кто не был на исповеди «по наклонности к расколу»), ревизские сказки (хотя там не указывалось вероисповедание, они помогают восстановить состав семьи, и уже через других ее членов найти зацепки). Также используются документы волостных правлений — жалобы, судебные дела, справки. Старообрядцы взаимодействовали с властями при решении земельных вопросов, споров с соседями, и эти документы могут содержать ценную информацию.

Работа со старообрядческими общинами

Некоторые старообрядческие общины до сих пор существуют и хранят свои архивы. Специалисты Фарбер знают эти общины, мы умеем с ними работать, имеем доступ к старым записям и семейным преданиям. Иногда экспедиции в места традиционного проживания старообрядцев и беседы со старожилами дают информацию, которой нет ни в одном архиве.

В общем и целом стоит отметить, что поиск предков-старообрядцев — один из самых сложных видов генеалогической работы. Документы либо вообще не велись, либо велись нерегулярно, либо сохранились фрагментарно, и приходится работать с десятками разных типов источников, учитывать особенности конкретного течения и региона, использовать косвенные данные.

Самостоятельный поиск возможен, но для малой части простых случаев, в остальных ситуациях, если быть откровенными — без профессиональной помощи шансы невелики. Генеалоги Фарбер знают всю специфику старообрядческих документов, понимают логику их хранения в архивах, умеют работать с альтернативными источниками и старообрядческими общинами.

Старообрядческие корни — это не просто семейная история, а часть большой истории русского раскола, сопротивления давлению, сохранения веры вопреки запретам. И эта история заслуживает того, чтобы ее восстановили профессионально и с уважением к памяти предков, которые прошли через столько испытаний ради сохранения своих убеждений.

Есть вопрос?

Оставьте свои актуальные данные и мы Вам перезвоним
Отправляя заявку, Вы даете согласие с условиями обработки персональных данных, установленными политикой конфиденциальности и условиями использования сайта

Оперативность

Мы всегда работаем в режиме онлайн и имеем штатных архивистов, предельно оптимизируя время поиска

0 9

Широкие возможности

Имеем доступ ко многим источникам архивных данных, осуществляем командировки сотрудников для поиска документов в регионах

0 9

Конкурентная цена

Стоимость наших услуг всегда подкрепляется конкретной сметой со списком проделанных работ

0 9

Опыт работы

Осуществляем деятельность по архивному поиску с 2012 года

0 9

Конфиденциальность

Информация о результатах проведения работ не разглашается третьим лицам

0 9

Надежность

Работаем официально по договору. Составляем задание и спецификацию на все виды работ

0 9

Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        Архивный поиск        

ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ        

ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      ПОМОЩЬ В РЕПАТРИАЦИИ      

Выполненные проекты

0
Архивных документов обработано
0
Родословных составлено
0
Пакет документов для репатриации подготовлен
0
Заявок в обработке
0
Заявки на стадии завершения
0
Архивных документов обработано
0
Родословных составлено
0
Пакет документов для репатриации подготовлен
0
Заявок в обработке
0
Заявки на стадии завершения

Отзывы

Роман
Доаолен работой! Внятные и чёткие ответы без » воды» и пустых обещаний! Быстро сработали!
Авито
Ева Уткина
Спасибо вам большое за помощь. Получила полную консультацию, нашли также необходимые документы подтверждающие еврейские корни.
Авито
Тимофей Колесников
Отличная консультация, ответили на все интересующие вопросы, без всяких проблем. Спасибо.
Авито
Таисия Грачева
Помогли найти место захоронения моего ближнего родственника. Спасибо вам, даже предоставили фото и координаты.
Авито

Частые вопросы

Обязательно. Консульство не принимает копии или сканы, даже заверенные нотариусом.

Архивист запрашивают документы в других источниках. В том числе в местах работы, учебы и т.д.

Для процесса репатриации важно собрать полный пакет документов, доказывающий еврейское происхождение. Наши специалисты помогут в поиске в том числе и в региональных архивах, базах и реестрах.

Мы осуществляем поиск по архивам ЗАГС, выпискам, свидетельствам, паспортам – везде, где можно найти графу «национальность». В том числе проводим поиск в печатных реестрах.

Мы поможем в поиске архивных данных и в этом случае. Наши архивисты работают по всем странам бывшего СНГ.

Навигация
График работы
10:00-19:00 Пн-Пт
г. Москва, ул. Сретенка, д. 27 с.1

Оставить заявку

Оставьте свои актуальные данные и мы Вам перезвоним
Либо оставьте заявку через Whatsapp
Отправляя заявку, Вы даете согласие с условиями обработки персональных данных, установленными политикой конфиденциальности и условиями использования сайта